Департамент государственной политики в сфере высшего образования

Соболев Александр Борисович

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования

Биография
Заместитель директора Департамента

Тимонин
Владимир Сергеевич
Заместитель директора Департамента

Пилипенко
Сергей Александрович
Заместитель директора Департамента

Пономарев
Денис Владимирович

Обеспечивает осуществление Министерством функций по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере высшего образования.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обеспечивает подготовку следующих проектов нормативных правовых актов Министерства:

  • перечни направлений подготовки (специальностей), по которым осуществляется высшее профессиональное образование; 
  • перечень направлений подготовки (специальностей), получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается; 
  • федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; 
  • формы документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, технические требования к ним, порядок выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов государственного образца; 
  • порядок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся образовательных учреждений высшего профессионального образования; 
  • порядок проведения учебной и производственной практик студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования; 
  • порядок установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета; 
  • порядок приема в образовательные учреждения высшего профессионального образования; 
  • перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, с учетом профиля подготовки.
  1. Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100)

    Обеспечение вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.

  2. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации

    В мае 2014 года в соответствии с поручением Президента РФ разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Комплексная программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленные на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога, закрепленные в принятых федеральных программно-целевых документах - государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы.

    Основная цель подпрограммы модернизации педагогического образования заключается в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

    Проект «Экспертно-аналитическое сопровождение реализации проектов по развитию программ педагогической магистратуры, педагогического бакалавриата, проектов вариативности получения педагогического образования» реализуется в рамках ФЦП РО в 2014-2015 гг.

  3. Глобальное образование

    Одной из важнейших задач для современной России является сохранение и укрепление конкурентоспособного кадрового капитала страны. Именно поэтому Минобрнауки России была разработана Программа «Глобальное образование», которая предполагает ряд мер социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные вузы и создание условий для их возвращения в Россию по окончании обучения.

    Прежде всего, Программой предусматривается бесплатное обучение российских граждан в ведущих зарубежных университетах по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры. Одно из важных условий получения гранта на обучение в ведущих зарубежных университетах – трудоустройство после обучения на российских предприятиях и осуществление трудовой деятельности не менее 3 лет.

  4. Новые кадры ОПК

    Предусмотренная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года модернизация системы образования с целью подготовки квалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям, становится в современных условиях одним из важных факторов повышения национальной конкурентоспособности.

    В июне 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации в соответствии с поручениями Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве Российской Федерации провело общественное обсуждение ведомственного плана по практической реализации комплекса мер по совершенствованию системы профессионального образования, повышению уровня жизни и решению жилищных проблем работников организаций оборонно-промышленного комплекса.

    Важной частью реализации ведомственного плана является проведенный в 2014 году открытый публичный конкурс на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минобрнауки России (далее – Программа).

    Программа расширяет возможности целевого обучения студентов по направлениям ОПК на паритетных условиях финансирования со стороны государства и предприятий ОПК, а также включает финансовую поддержку инфраструктурных проектов вузов в интересах подготовки кадров для ОПК.

    Программа ориентирована на дальнейшее совершенствование профессионального образования и создание на этой основе целостной системы подготовки высококвалифицированных кадров, обеспечивающей новый качественный уровень обучения студентов для организаций ОПК по программам ВО и СПО.

  5. Развитие педагогического образования

    На сегодняшний день существует необходимость в коренных изменениях в системе подготовки педагогических кадров на структурном и содержательном уровнях.

    В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам Послания Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. Минобрнауки России реализуется комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец (от 28 мая 2014 года № 3241п-П8). Работа по модернизации педагогического образования – одно из направлений этой программы.

  6. Подготовительные отделения

    Подготовительные отделения – это структурные подразделения образовательных организаций высшего образования, целью которых является подготовка абитуриентов к сдаче единого государственного экзамена и прохождению вступительных испытаний в вузы. Подготовительные отделения организованы для повышения общего уровня знаний абитуриентов в конкретных областях знаний.

    Примерные учебные планы подготовительных отделений разработаны для нескольких десятков групп специальностей и включают в себя лекции, практические занятия и семинары, лабораторные и контрольные работы.

  7. Развитие инженерного образования

    Инженерное образование сегодня – один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствующего кадрового обеспечения промышленности.

    На протяжении последних лет объемы контрольных цифр приема на инженерные направления подготовки и специальности наращивались и к 2015 году превысили 50 % от общего объема контрольных цифр приема. Таким образом, подавляющее большинство будущих инженеров в России обучается за счет средств федерального бюджета. В настоящее время проблема количественного дефицита инженерных кадров решена.

    Минобрнауки России на протяжении последних трех лет проводит поступательную политику по развитию качества инженерного образования.

  8. Открытый публичный конкурс на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минобрнауки России

    Предусмотренная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года модернизация системы образования с целью подготовки квалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям, становится в современных условиях одним из важных факторов повышения национальной конкурентоспособности.

  9. Совершенствование стипендиального обеспечения студентов

    Стипендия является одним из самых эффективных инструментов стимулирования и поддержки для успешных студентов образовательных организаций высшего образования.

    Структура стипендиального обеспечения студентов российских вузов включает в себя следующие виды государственной материальной поддержки студентов:

    • государственная академическая стипендия;
    • государственная социальная стипендия;
    • государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
    • стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;
    • именные стипендии;
    • стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;
    • стипендии слушателям подготовительных отделений.

  10. Прием иностранных граждан в рамках квоты

    В целях привлечения иностранных граждан на обучение в российские образовательные организации и создания для них привлекательных условий Правительством Российской Федерации установлена квота на образование иностранных граждан.

    МИД России, Россотрудничество и Минобрнауки России ежегодно распределяют среди зарубежных стран квоту на образование.

    Квота – бюджетное место в российских вузах, дающее право иностранному гражданину бесплатно обучаться в России.

    Размер квоты на прием на обучение иностранных граждан составляет 15 тыс. человек ежегодно.

  11. Организация обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

    С 1 сентября 2013 года федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» аспиранты отнесены к категории «обучающиеся». Их обучение проходит по научно-образовательным программам, разработанным для аспирантур.

    К освоению программ аспирантуры допускаются граждане с образованием, не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).

    Прием на обучение по программам аспирантуры осуществляется на конкурсной основе.

  • Сайт Главного информационно-вычислительного центра Министерства образования и науки Российской Федерации, где публикуются информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего - www.miccedu.ru/monitoring
  • Сайт Рособрнадзора - www.obrnadzor.gov.ru
  • Сайт Российский совет олимпиады школьников - www.rsr-olymp.ru
  • Автоматизированная информационная система "Мониторинг профессионально-общественной аккредитации" - http://accredpoa.ru