ДЛ-150/08 от 12.09.2012 г.

Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
осуществляющие управление
в сфере образования

О сокращении объёмов и видов
отчётности, представляемой
общеобразовательными учреждениями


В связи с участившимися обращениями учителей и руководителей общеобразовательных учреждений об увеличении количества запросов, поступающих в их адрес от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов и организаций (далее – органы и организации), Минобрнауки России сообщает.

С целью выявления реального количества запросов, поступающих в адрес учителей и руководителей общеобразовательных учреждений от органов и организаций, Минобрнауки России совместно с экспертными организациями и представителями Ассоциации директоров школ провело опрос общеобразовательных учреждений из 13 субъектов Российской Федерации: Калужской области, Чувашской Республики-Чувашии, Тамбовской области, Новгородской области, Кировской области, Республики Башкортостан, Владимирской области, Ставропольского края, Новосибирской области, Свердловской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы. Полученные данные выявили общие проблемы и тенденции, характерные и для более представительной выборки регионов.

По итогам опроса получены следующие результаты.

Основной объём (60%) запросов информации от общего потока документооборота общеобразовательных учреждений составляют:

разовые запросы, часто дублирующие статистическую отчётность, на представление количественной информации (например, численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях);

дублирующие запросы информации в рамках федеральных мониторингов («Наша новая школа» и «Модернизация региональных систем общего образования»);

запросы-отчёты о проведении отдельных воспитательных, спортивных и других школьных мероприятий (например, «День славянской письменности и культуры», акция «Внимание, дети!», «О профилактике наркомании» и другие);

неправомерные запросы по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, включая результаты текущего, промежуточного контроля и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, дублирующие контрольно-надзорные функции (отчёты успеваемости обучающихся за четверть или полугодие, планы воспитательной работы, отчёты о введении и использовании новых технологий в образовательном процессе и т.п.).

Около 20% в общем объёме составляют запросы, связанные с плановыми и внеплановыми проверками общеобразовательного учреждения со стороны контрольно-надзорных органов.

Таким образом, 80% от общего количества запросов – это запросы органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им организаций.

Оставшиеся 20% запросов – это необоснованные запросы иных органов и организаций.

Ещё одним результатом опроса стало подтверждение тенденции ежегодного увеличения объёмов и видов предоставляемой общеобразовательными учреждениями отчётности.

Отмечается также высокая загрузка учителя по предоставлению администрации общеобразовательного учреждения отчётной информации, касающейся широкого спектра вопросов, в том числе связанной с аттестацией учителя, а также подтверждением качества своей работы – сбором дополнительной информации в рамках введения новой системы оплаты труда.

Минобрнауки России обращает внимание, что государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы:

на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» предоставляют учредителю и общественности ежегодный отчёт о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчёт о результатах самооценки своей деятельности;

ежегодно заполняют формы федерального статистического наблюдения в сфере общего образования в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р, и на основании Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации»;

представляют данные в рамках федеральных мониторингов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р) и модернизации региональных систем общего образования (постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования»).

В дополнение к этому образовательные учреждения представляют также бухгалтерскую и статистическую отчётности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

Неустановленные законодательством Российской Федерации или неурегулированные нормативными правовыми актами требования дополнительной информации от общеобразовательного учреждения следует считать необоснованными.

С учётом изложенного, а также в целях соблюдения установленного законодательством Российской Федерации разграничения полномочий между органами, осуществляющими управление в сфере образования, и недопущения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования в части самостоятельности общеобразовательных учреждений Минобрнауки России сообщает о недопустимости по отношению к общеобразовательному учреждению следующих мер:

1. Сбор информации, связанной с текущей и промежуточной аттестацией обучающихся: отчёт по итогам учебной четверти, полугодия, годовой отчёт об успеваемости, о пропусках учебных занятий и т.п., так как образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся (пункт 3 статьи 15 и подпункт 16 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

2. Запрос такого рода дополнительной информации, как планы работ методических объединений, отчёты о работе учителей-предметников, согласование учебных планов, а также учебных программ, образовательных программ, отчёты по участникам, победителям и призёрам различных олимпиад, конкурсов и т.п.

3. Сбор информации, не относящейся к реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями.

В целях сокращения объёмов и видов предоставляемой общеобразовательными учреждениями отчётности Минобрнауки России со своей стороны планирует отказаться от дублирующих запросов в их адрес, а также унифицировать федеральные мониторинги («Наша новая школа», «Модернизация региональных систем общего образования»). В течение года Министерство реализует введение в эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы мониторинга сферы образования, позволяющей консолидировать существующие на всех уровнях управления образованием информационные системы с центральным хранилищем данных и системой аналитического хранения, а также содержащей количественную и качественную информацию об образовательных учреждениях.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, Минобрнауки России рекомендует:

1. Самостоятельно получать информацию, относящуюся к реализации основных общеобразовательных программ и их результатам, из официального сайта общеобразовательного учреждения в сети Интернет (пункт 5 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

2. Обеспечить открытость и доступность информации о проведённых общеобразовательным учреждением воспитательных, спортивных и иных внеурочных, внешкольных мероприятиях посредством её размещения на официальном сайте общеобразовательного учреждения в сети Интернет и её обновления (Правилами размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. № 343).

3. Указать администрации общеобразовательных учреждений, что в случае получения ими неправомерных запросов и в целях пресечения данной практики необходимо направлять указанные запросы учредителю общеобразовательного учреждения.

4. Обеспечить при необходимости передачу информации, относящейся к реализации основных общеобразовательных программ в общеобразовательном учреждении и их результатам, в иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления через учредителя общеобразовательного учреждения.

5. Указать методическим службам разного уровня на неправомерность сбора информации в общеобразовательных учреждениях как на несвойственную им функцию, а также необходимость оказания ими услуг методического характера по закрепленным в правоустанавливающих документах вопросам.

6. Обеспечить переход общеобразовательных учреждений на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде (в соответствии с письмом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № АП-147/07).

7. Установить, при необходимости, локальными актами общеобразовательного учреждения разумный срок (не более 1 раза в полугодие) представления учителем администрации общеобразовательного учреждения информации о результатах качества работы в рамках введения новой системы оплаты труда.

8. Неукоснительно руководствоваться установленным порядком организации и проведения плановых проверок общеобразовательных учреждений в части их соответствия ежегодному сводному плану проведения плановых проверок, размещённому на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет, и соблюдения их периодичности (статья 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

9. Обратить внимание администрации общеобразовательных учреждений на то, что плановые проверки органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отношении общеобразовательных учреждений проводятся не чаще 1 раза в год; плановые проверки органов, осуществляющих лицензирование образовательной деятельности, – не чаще 1 раза в 2 года (постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»).

10. Обеспечить совмещение плановых проверок общеобразовательных учреждений органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с деятельностью комиссий по приёмке образовательных учреждений к новому учебному году, действующих в соответствии с приказом Минобрнауки России от 23 июля 2008 г. № 213 «Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году».

11. Довести указанную информацию до органов местного самоуправления, взаимодействующих с общеобразовательными учреждениями, в том числе по вопросу защиты прав несовершеннолетних, а также до самих общеобразовательных учреждений. Провести необходимые совещания.

12. Провести работу со средствами массовой информации по данному вопросу.

Министр
Д.В. Ливанов