Публичная декларация целей и задач Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016 год

Воспитание стратегический общенациональный приоритет
«У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Президент Российской Федерации В.В. Путин
Ключевые цели
  1. Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, готовой к мирному созиданию и защите Родины и ответственной за себя и свою Родину
  2. К 2020 году 95% детей и молодежи от 14 до 23 лет вовлечены в гражданско-патриотические мероприятия
2016 год:
  • Российское движение школьников — май 2016 года
  • Новый школьный музей — не менее чем в 10 000 школах
  • Российский родительский университет — сентябрь 2016 года
  • Участие детей и молодежи от 14 до 23 лет в гражданско-патриотических мероприятиях — 75%
Инструменты:
  1. Лучшие практики
  2. Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания
  3. Субсидии и гранты, поддержка студенческих объединений
  4. Фестивали и конкурсы
  5. Сетевое взаимодействие
  6. Артек, Океан, Орлёнок, Смена, Сириус
Экспертное сообщество:
  • Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей
  • Межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей
  • Совет Минобрнауки России по делам молодежи
  • Общество «Знание» России
  • Общероссийские общественные молодежные и ветеранские ассоциации
  • Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России
  • Всероссийское педагогическое собрание
Заработная плата в системе образования и науки повышение заработной платы педагогических работников и научных сотрудников
«Профессия учителя вновь становится уважаемой и престижной, привлекательной и интересной для молодых специалистов». Президент Российской Федерации В.В. Путин
Ключевые цели
  1. К 2018 г. средняя заработная плата преподавателей вузов и научных сотрудников составит не менее 200% от средней заработной платы в регионе
  2. К 2018 г. средняя заработная плата преподавателей СПО будет доведена средней заработной платы в регионе
2016 год:

Заработная плата педагогических работников в организациях образования всех уровней и научных сотрудников в 2016 году — на уровне не ниже 2015 года

Справочно: (тыс. рублей)
Педагогические работники дошкольного образования 16 16 16 16
Педагогические работники общего образования 21 29 32 33
Педагогические работники дополнительного образования 15 22 25 26
Преподаватели и мастера производственного обучения среднего
профессионального образования
19 25 28 29
Профессорско-преподавательский состав вузов 31 40 47 48
Научные сотрудники 42 48 50
  2012 2013 2014 2015*

* предварительная оценка

Инструменты:
  1. Мониторинг средних заработных плат в сфере образования и науки
  2. Целевые средства федерального бюджета на пошение оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов и научных сотрудников
  3. Дотации на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов (Минфин России)
Экспертное сообщество:

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений:

  • представители общероссийского профсоюза образования
  • представители объединений работодателей
  • представители Правительства Российской Федерации
Дошкольное образование Доступность и качество
«У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Президент Российской Федерации В.В. Путин
Ключевые цели
  1. Сохранение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет
  2. Создание условий для получения дошкольного образования детьми в возрасте до 3 лет
  3. Создание сервисов для родителей, чьи дети не посещают детские сады
  4. Создание условий для формирования предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста
2016 год:
  • Поддержка дошкольного семейного образования — сеть консультационных (центров) служб для родителей
  • Сопровождение реализации ФГОС дошкольного образования — формирование стажировочных площадок
Инструменты:
  1. Поддержка программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования
  2. Региональные государственные программы развития образования
  3. Государственно-частное партнерство
  4. «Электронная очередь»
  5. Мониторинг родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах
Экспертное сообщество:
  • Экспертное сообщество:
  • Координационный совет по модернизации региональных систем дошкольного образования
  • Федеральное учебно-методическое объединение общего образования
  • Российская академия образования
  • Ассоциации негосударственных поставщиков услуг дошкольного образования
  • ФИРО
  • АПК и ППРО
Общее образование сделать российскую школу одной из лучших в мире
«Считаю, что на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба — сделать российскую школу одной из лучших в мире». Президент Российской Федерации В.В. Путин
Ключевые цели
  1. Обновление содержания общего образования
  2. Обучение школьников в одну смену
  3. Мировая конкурентоспособность школьного образования
  4. Общенациональная система профессионального роста учителей
  5. К 2020 году 80% обучающихся систематически занимаются физической культурой и спортом
2016 год:
  • Разработка предметных концепций — предметная концепция «Обществознание», предметная концепция «География»
  • Формирование национальной системы учительского роста — концепция
  • Создание российской электронной школы — портал
  • Увеличение количества обучающихся по программам общего образования, занимающихся физической культурой и спортом во внеучебное время — не менее 10 млн. человек
  • Новый формат школьных библиотек — в 24 субъектах России
  • Строительство новых школ — не менее 50 новых школ (не менее 45 000 мест)
  • Ремонт спортивных залов в школах, расположенных в сельской местности — не менее 1250 залов
  • Оптимизация отчетности — унифицированная отчетность
Инструменты:
  1. ФГОС
  2. Предметные концепции
  3. Олимпиадное движение
  4. Разработка модульных типовых проектов новых школ
  5. Поддержка программ повышения квалификации учителей
  6. Региональные государственные программы развития образования
Экспертное сообщество:
  • Федеральное учебно-методическое объединение общего образования
  • Ассоциации учителей-предметников
  • Российская академия образования
  • Объединения производителей товаров для детей и учебного оборудования
  • Российская школьная библиотечная ассоциация
  • Российский книжный союз
  • Профессиональные сообществаv
  • ФИРО
  • АПК и ППРО
Дополнительное образование детей акцент на развитие и самоопределение детей и подростков
«Считаю, что на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба — сделать российскую школу одной из лучших в мире». Президент Российской Федерации В.В. Путин
Ключевые цели
  1. К 2020 году 70-75% детей от 5 до 18 лет получают дополнительное образование
  2. Общенациональная система выявления и развития молодых талантов
  3. Приобретение детьми базовых умений и навыков в области выбранного вида искусств или спорта
  4. К 2020 году в 15% субъектов Российской Федерации реализуется модель персонифицированного финансирования
2016 год:
  • Создание детских технопарков — не менее 4 центров
  • Создание Атласа дополнительного образования детей — декабрь 2016 года
  • Дети, обучающиеся по программам дополнительного образования — 68 %
  • Апробация модели персонифицированного финансирования получения дополнительного образования — 5 субъектов Российской Федерации
Инструменты:
  1. Реестр ключевых организаций
  2. Сетевое взаимодействие
  3. Лучшие практики
  4. Национальный портал ДОД
  5. Артек
  6. Океан
  7. Орлёнок
  8. Сириус
  9. Олимпиады, конкурсы, фестивали и выставки
  10. Премии Президента Российской Федерации
Экспертное сообщество:
  • Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей
  • Межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей
  • Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России
  • Федеральные инновационные площадки
  • Органы исполнительной власти субьектов Российской Федерации
Защита детей стратегический приоритет развития страны
«Наша задача гораздо шире — сформировать по-настоящему современную образовательную среду, в том числе для детей с ограниченными возможностями по здоровью». Президент Российской Федерации В.В. Путин
Ключевые цели
  1. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  2. Образование детей с особыми образовательными потребностями
  3. Безопасное поведение детей и подростков на дорогах
2016 год:
  • Снижение числа детей-сирот, находящихся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей — не более 65 000 человек
  • Количество первоклассников с ОВЗ, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам для обучающихся с ОВЗ — 100%
  • Снижение числа детей-пешеходов, пострадавших в результате ДТП — на 5% к уровню 2015 года
  • Созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов — более 20% школ
  • Создание ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе вузов — 5 центров
  • Создание в субъектах базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования — 17 организаций
* ОВЗ — ограниченные возможности по здоровью

Справочно: 2013 2014 2015
Снижение числа детей-сирот, находящихся на учете в государственном банке
данных о детях, оставшихся без попечения родителей
10 700 87 200 71 156

Инструменты:
  1. ФГОС для детей с ОВЗ
  2. Государственная поддержка модернизации инфраструктуры образования
  3. Повышение квалификации педагогических работников
  4. Федеральные центры по безопасности дорожного движения
  5. Государственная поддержка семейного устройства детей-сирот
  6. Реформирование сети детских домов
  7. Государственная поддержка обеспечения жильем детей-сирот
Экспертное сообщество:
  • Совет Минобрнауки России по образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
  • Экспертный совет при Минобрнауки России по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Межведомственная рабочая группа по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»
Высшее образование повышение качества и конкурентоспособности
«Наша задача гораздо шире — сформировать по-настоящему современную образовательную среду, в том числе для детей с ограниченными возможностями по здоровью». Президент Российской Федерации В.В. Путин
Ключевые цели
  1. К 2020 г. вхождение не менее 5 университетов в топ-100 мировых рейтингов
  2. К 2020 г. создание опорных университетов
  3. К 2020 г. модернизированные образовательные программы в области инженерии и педагогики
2016 год:
  • Продвижение российских университетов в рейтингах лучших мировых вузов — не менее 7 университетов в топ-200 мировых (предметных) рейтингов
  • Создание сети опорных университетов — не менее 10 опорных университетов
  • Модернизация педагогического и инженерного образования — не менее 10% студентов принято на обучение по модернизированным образовательным программам
  • Строительство новых общежитий — 5000 мест
  • Создание инжиниринговых центров — 35 центров (в том числе 5 новых центров)
Инструменты:
  1. Мониторинг деятельности вузов и их филиалов
  2. Конкурсная процедура распределения контрольных цифр приема
  3. Конкурсные механизмы поддержки развития университетов
  4. Актуализация образовательных стандартов и образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов
  5. Единые подходы к эффективному управлению кампусами
Экспертное сообщество:
  • Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров
  • Совет по формированию сети опорных университетов
  • Ассоциации работодателей
  • Профессиональные сообщества
  • Учебно-методические объединения
  • Органы исполнительной власти субъектов
  • Российской Федерации
  • Национальный совет по профессиональным квалификациям
  • Координационные советы по областям образования
  • Совет Минобрнауки России по ФГОС
Среднее профессиональное образование повышение конкурентоспособности рабочих профессий
«К 2020 году как минимум в половине колледжей в России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответсвии с лучшими мировыми стандартами и мировыми технологиями». Президент Российской Федерации В.В. Путин
Ключевые цели
  1. Подготовка к 2020 г. в 50% профессиональных образовательных организациях по профессиям топ-50 на уровне международных требований
2016 год:
  • Доля профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по профессиям топ-50* в общем количестве профессиональных образовательных организаций — 10% организаций
  • Создание Межрегиональных центров компетенций — 7 центров
  • Доля выпускников 9 классов, поступивших в профессиональные образовательные организации — 40%
  • Подготовка сборных команд по профессиональному мастерству — 3 500 человек
* наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями
Инструменты:
  1. ФГОС СПО и примерные основные образовательные программы по ТОП-50
  2. Государственная поддержка региональных программ развития профессионального образования
  3. Конкурсы профессионального мастерства («Национальный чемпионат «Молодые профессионалы», всероссийские олимпиады)
  4. Дуальное обучение
  5. Мониторинг качества подготовки кадров
Экспертное сообщество:
  • Совет по развитию квалификаций при Президенте
  • Российской Федерации
  • Советы по профессиональным квалификациям
  • Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов
  • Российский союз промышленников и предпринимателей
  • Ассоциации работодателей
  • Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия»
  • Федеральные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования
Образование взрослых дополнительное профессиональное образование
«...профессиональное образование... нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, так и на запросы экономики, имея в виду перспектывы ее развития». Президент Российской Федерации В.В. Путин
Ключевые цели
  1. К 2020 г. доля населения, участвующего в непрерывном образовании в возрасте от 25 до 64 лет, составляет не менее 55%
2016 год:
  • Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших обучение по программам повышения квалификации в рамках мероприятий Программы повышения квалификации инженернотехнических кадров — более 4000 человек
  • Участие Российской Федерации в международной программе оценки компетенций взрослых (The Program for the International Assessment for Adult Competencies, PIAAC) — 5 000 человек
  • Развитие Национальной платформы открытого образования — более 100 000 пользователей, более 80 открытых курсов
Инструменты:
  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы
  3. Ведомственная целевая программа «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2020 годы»
Экспертное сообщество:
  • Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Ассоциация «Национальная платформа открытого образования»
  • Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям
  • Российский союз промышленников и предпринимателей
Наука: переход от управления затратами к управлению результатами
«Необходимо рассматривать стратегию научно-технологического развития как один из определяющих документов наряду со Стратегией национальной безопасности». Президент Российской Федерации В.В. Путин
Ключевые цели
  1. Увеличение финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей
  2. Увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП
  3. Увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций, индексируемых WEB of Science до 2,44 %
2016 год:
  • Число статей российских авторов, индексированных в Web of Science — 32 400
  • Доля исследователей в возрасте до 39 лет — 41%
  • Количество результатов интеллектуальной деятельности, ориентированных на промышленное применение — 33 500
  • Разработка стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации на долгосрочный период — стратегия


Справочно:
Справочно: число статей российских авторов, индексированных в Web of Science 29 012 30 089 31 542
количество результатов интеллектуальной деятельности, ориентированных на промышленное применение 29 012 30 089 31 542
  2013 2014 2015

* предварительная оценка


Инструменты:
  1. Государственное задание
  2. Федеральные целевые программы
  3. Гранты и стипендии
  4. Научные фонды
  5. Мониторинг и оценка научной деятельности
  6. Единый государственный учет результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских технологических работ гражданского назначения
Экспертное сообщество:
  • Совет при Президенте Российской
  • Федерации по науке и образованию Российская академия наук
  • Совет по науке при Минобрнауки России
  • Координационный совет Программы фундаментальных исследований
  • Совет по грантам Президента
  • Российской Федерации
  • Межведомственная комиссия по оценке результативности научных организаций
  • Научное сообщество