Проекты в сфере образования и науки в Российской Федерации

Важнейший элемент работы. Они рождаются там, где ситуация требует конкретных действий, системного подхода, нацеленности на результат. Выявляются наиболее актуальные проблемы и запросы общества, разрабатываются эффективные технологии их решения.

Передача прав на РИД

Министерство образования и науки Российской Федерации реализует мероприятия по управлению государственным заказчиком правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД), принадлежащими Российской Федерации, в рамках Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233 (далее – Правила).

Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100)

Обеспечение вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.

Научно-просветительский проект «Наука»

Научно-просветительский проект Министерства образования и науки включает в себя два канала предоставления достоверной и увлекательной информации о деятельности российских ученых и инноваторов. Прежде всего это страница сайта Министерства образования и науки: на ней ежедневно предоставляются свежие сведения об открытиях и разработках российской науки, научные комментарии к событиям повседневной жизни, а также обзоры состояния различных отраслей знания. Другой канал распространения информации - это журнал "Коммерсантъ наука", в каждом выпуске которого предлагаются наиболее интересные события из мира российской науки, рассказывается о технологических идеях и их применении, излагаются актуальные исследования, в том числе фундаментальные, сообщается о проблемах медицины и других наук о живом, освещаются достижения гуманитарных наук; кроме того, в каждом выпуске - большое интервью одного из ведущих российских ученых и рассказы из истории науки и образования.

Создание единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам

Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (далее – ГИС «Контингент») разрабатывается в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой»), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 236-р.

Всероссийская олимпиада школьников

Всероссийская олимпиада школьников – одна из форм работы с одаренными детьми в системе российского образования. Это система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Всероссийская олимпиада школьников помогает выявить одаренных учеников, начиная с 5-го класса.

Успешное участие и попадание в призеры всероссийской олимпиады школьников гарантирует учащимся выпускных классов общеобразовательных организаций поступление в любой университет по профильному направлению без вступительных испытаний. Кроме того, победители и призеры заключительного этапа олимпиады из 8-11 классов участвуют в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Концепция развития дополнительного образования детей

В ситуации перехода России от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы к системе дополнительного непрерывного образования человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

Образование детей с особыми образовательными потребностями

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий. При работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания – максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно.

Поддержка молодых ученых, аспирантов и ведущих научных школ Российской Федерации

Реализация комплекса мер, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса, интеграция науки и образования.

Итоговое сочинение в выпускных классах

Итоговое сочинение (изложение) проводится в рамках промежуточной аттестации выпускных  11-12 классов  и является одной из форм допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. 

Испытание проходит в декабре. В случае неудовлетворительного результата, ученик имеет возможность до конца учебного года переписать сочинение(изложение). Сроки  пересдачи итогового сочинения  (изложения) в выпускных классах назначены  на февраль и май текущего учебного года.

Модернизация педагогического образования в Российской Федерации

В мае 2014 года в соответствии с поручением Президента РФ разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Комплексная программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленные на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога, закрепленные в принятых федеральных программно-целевых документах - государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы.

Основная цель подпрограммы модернизации педагогического образования заключается в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Проект «Экспертно-аналитическое сопровождение реализации проектов по развитию программ педагогической магистратуры, педагогического бакалавриата, проектов вариативности получения педагогического образования» реализуется в рамках ФЦП РО в 2014-2015 гг.

Глобальное образование

Одной из важнейших задач для современной России является сохранение и укрепление конкурентоспособного кадрового капитала страны. Именно поэтому Минобрнауки России была разработана Программа «Глобальное образование», которая предполагает ряд мер социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные вузы и создание условий для их возвращения в Россию по окончании обучения.

Прежде всего, Программой предусматривается бесплатное обучение российских граждан в ведущих зарубежных университетах по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры. Одно из важных условий получения гранта на обучение в ведущих зарубежных университетах – трудоустройство после обучения на российских предприятиях и осуществление трудовой деятельности не менее 3 лет.

Защита прав детей в международных семейных конфликтах

В эпоху глобализации количество трансграничных или так называемых смешанных браков стремительно растет. Как и в случае с обычными семьями, трансграничные браки иногда распадаются и возникает проблема общения обоих родителей с ребенком, которая не всегда решается миром. Важно, чтобы в такой ситуации родители помнили, что дети в их конфликт вовлечены помимо своей воли, и последствия принимаемых родителями решений отражаются на ребенке и наносят ему непоправимый вред.

Для эффективного разрешения споров о воспитании детей между родителями, которые являются гражданами, или проживают на территории, разных государств, Гаагской конференцией по международному частному праву были разработаны Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей. Россия стала участницей обеих этих конвенций.

Федеральные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерством образования и науки Российской Федерации созданы 42 федеральных учебно-методических объединения в системе среднего профессионального образования.