Опубликован 26.02.2013

Направлен на согласование в государственные органы и организации

Дата окончания приёма экспертных заключений 11.03.2013


ПРОЕКТ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «__» ______ 2013 г. № __
МОСКВА


 

Об утверждении Порядка проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания и о внесении изменений в некоторые акты Правительства России

В соответствии с частью 4 статьи 94 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение педагогической экспертизы в отношении своих проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Утвержден 
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «__» ______ 2013 г. № __

ПОРЯДОК
проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания

 1. Настоящий Порядок определяет правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания (далее соответственно – проекты нормативных правовых актов, нормативные правовые акты), в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися (далее – негативное воздействие).

2. Педагогическая экспертиза проводится в отношении следующих проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов:

а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, - до проведения их правовой экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации;

б) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти – до их государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации;

в) нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти – при мониторинге их применения.

3. Проведение педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов организуется Министерством образования и науки Российской Федерации.

К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию, (далее – эксперты).

4. Для проведения педагогической экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляются:

проекты нормативных правовых актов, указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней со дня направления их на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260;

проекты нормативных правовых актов, указанные в подпункте «б» пункта 2 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней со дня их направления на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти.

5. К проекту нормативного правового акта, направляемому федеральным органом исполнительной власти на педагогическую экспертизу, прилагается пояснительная записка, в которой указываются типы и категории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, уровни образования, образовательные программы, категории обучающихся, дается характеристика образовательных отношений, на которые распространяется действие проекта нормативного правового акта (далее – пояснительная записка).

6. Проект нормативного правового акта, поступивший на педагогическую экспертизу, проект нормативного правового акта, разработанный Министерством образования и науки Российской Федерации, с пояснительной запиской к нему, размещается Министерством образования и науки Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», с указанием даты начала и окончания приема заключений экспертов по результатам педагогической экспертизы.

7. Срок проведения педагогической экспертизы не должен превышать одного месяца.

Срок проведения педагогической экспертизы при необходимости может быть продлен Министерством образования и науки Российской Федерации, но не более чем на один месяц.

8. По результатам педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта экспертом составляется заключение.

9. Министерство образования и науки Российской Федерации с целью рассмотрения экспертных заключений, поступивших от экспертов, создает комиссию Министерства образования и науки Российской Федерации по педагогической экспертизе (далее – комиссия).

Комиссия формируется из представителей заинтересованных органов государственной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных организаций, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Комиссия действует на основании положения, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.

10. Заключения экспертов, составленные по результатам педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта, поступившие в Министерство образования и науки Российской Федерации, направляются Министерством в комиссию в течение 5 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 7 настоящего Порядка.

11. Заключения экспертов, составленные по результатам педагогической экспертизы проекта нормативного правого акта, рассматриваются комиссией в течение 14 дней с даты их поступления.

По результатам рассмотрения комиссия принимает решение, которое направляется в Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 3 дней с даты его принятия.

12. Министерство образования и науки Российской Федерации на основании рекомендаций комиссии в тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего решения комиссии подготавливает проект заключения.

В проекте заключения указываются сведения о проекте нормативного правового акта, федеральном органе исполнительной власти, разработавшем его, о наличии либо отсутствии положений, которые, исходя из анализа их применения для регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования (отношений в сфере образования), на которые распространяется действие проекта нормативного правового акта, приведут к негативному воздействию, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, обоснование сделанных выводов, а также предложения по устранению положений, которые могут привести к негативному воздействию.

Проект заключения представляется на подпись руководству Министерства образования и науки Российской Федерации.

13. В течение трех рабочих дней после подписания заключение размещается на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляется в федеральный орган исполнительной власти, представивший проект нормативного правого акта на педагогическую экспертизу.

Заключение Министерства образования и науки Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правого акта в тридцатидневный срок со дня получения этого заключения. Результаты рассмотрения этого заключения, с обоснованием причин, по которым не приняты предложения, содержащиеся в заключении (при наличии таковых), размещаются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

14. Проекты нормативных правовых актов, предусмотренные в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Порядка, вносятся Президенту Российской Федерации и (или) Правительству Российской Федерации, или Министерство юстиции Российской Федерации с приложением заключения, подготовленного Министерством образования и науки Российской Федерации на основании рекомендаций комиссии.

15. Педагогическая экспертиза нормативных правовых актов, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего Порядка, организуется Министерством образования и науки Российской Федерации по результатам мониторинга Министерством образования и науки Российской Федерации применения этих актов.

16. Министерство образования и науки Российской Федерации вправе запросить у федерального органа исполнительной власти, принявшего нормативный правовой акт, и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, материалы, необходимые в целях проведения педагогической экспертизы, содержащие сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость государственного регулирования образовательных отношений, установив срок для их представления.

17. Нормативный правовой акт, принятый федеральным органом исполнительной власти, в отношении которого организуется педагогическая экспертиза с материалами, необходимыми в целях проведения педагогической экспертизы, представленные федеральным органом исполнительной власти, принявшим указанный нормативный правовой акт, и (или) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, размещаются на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием дат начала и окончания приема заключений экспертов по результатам педагогической экспертизы.

18. Педагогическая экспертиза нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется в сроки, указанные в пункте 7 настоящего Порядка.

19. Рассмотрение заключений, составленных экспертами по результатам педагогической экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется в порядке, указанном в пунктах 10-12 настоящего Порядка.

20. В проекте заключения, подготовленного Министерством образования и науки Российской Федерации на основании рекомендаций комиссии помимо сведений, изложенных в пункте 12 настоящего Порядка, указываются также сведения о государственной регистрации нормативного правового акта Министерством юстиции Российской Федерации и источниках его официального опубликования.

21. В течение трех рабочих дней после подписания заключение Министерства образования и науки Российской Федерации направляется в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт, явившийся объектом педагогической экспертизы, и (или) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Министерство юстиции Российской Федерации и размещается на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

22. Заключение Министерства образования и науки Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в тридцатидневный срок со дня получения заключения. Результаты рассмотрения заключения, с обоснованием причин, по которым не приняты предложения, содержащиеся в заключении (при наличии таковых), размещаются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – проект постановления) разработан Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 94 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), а также в целях реализации подпункта «б» пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. № ОГ-П8-782.

Проектом постановления утверждается Порядок проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания (далее – Порядок). Порядок определяет правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися.

Педагогическая экспертиза будет проводиться в отношении:

проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, - до проведения их правовой экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации;

проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти – до их государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации;

нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти – при мониторинге их применения.

Организация педагогической экспертизы возлагается на Министерство образования и науки Российской Федерации, которое создает комиссию с целью рассмотрения экспертных заключений, составленных по результатам педагогической экспертизы экспертами – физическими и юридическими лицами, и поступившими в Министерство образования и науки Российской Федерации. На основании рекомендаций комиссии Министерство образования и науки Российской Федерации будет подготавливать проект заключения, которое после его подписания будет размещаться на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляться в федеральный орган исполнительной власти, представивший проект нормативного правового акта на педагогическую экспертизу, или принявший нормативный правовой акт, явившийся объектом педагогической экспертизы, а также в Министерство юстиции Российской Федерации.

Заключение Министерства образования и науки Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт. Информация о результатах рассмотрения заключения, с обоснованием причин, по которым не приняты предложения, содержащиеся в заключении (при наличии таковых) размещается на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В проекте постановления содержится рекомендация органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение педагогической экспертизы в отношении своих проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися.

Кроме того, проектом постановления утверждаются изменения, которые вносятся в Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, и в Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260,
в части обязательного направления проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, на педагогическую экспертизу, в целях выявления
правил проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися.

Проект постановления в соответствии с пунктом 3 вступает в силу
с 1 сентября 2013 года, то есть с даты вступления в силу Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации».

Проект постановления в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851, был размещён на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет (http://минобрнауки.рф) для общественного обсуждения на период с 8 февраля 2013 г. по 23 февраля 2013 г.

В ходе общественного обсуждения предложения по проекту постановления не поступили.

Заместитель Директора
Правового департамента 
Министерства образования и науки
Российской Федерации 
Е.И. Сафронова