ИНСТРУКЦИЯ

по внесению изменений в региональные планы мероприятий («дорожные карты») повышения эффективности образования и науки

 

 1. Общие положения

 Корректировку региональных отраслевых «дорожных карт» необходимо осуществлять с учетом поручений:

 Президента Российской Федерации:
от 18 октября 2013 г. № Пр-2431 (пункт 2);
от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086 (пункт 5, пп. 2);

Правительства Российской Федерации:
от 31 декабря 2013 г. № ДМ-П13-9589 (пункт 40);
от 6 февраля 2014 г. № ОГ-П12-23пр (пункты 3, 4);
от 13 марта 2014 г. № ОГ-П12-57пр (пункт 5),
а также с учетом Рекомендаций Минобрнауки России о корректировке региональных отраслевых «дорожных карт» от 12 марта 2014 г. № 02-128.

При корректировке «дорожных карт» необходимо с учетом представленных ниже требований

дополнить соответствующие разделы региональных отраслевых «дорожных карт» мероприятиями и показателями согласно Приложению к настоящей инструкции;

уточнить значения показателей «дорожных карт» с учетом результатов развития образования в 2013 году.

 2. Требования к целевым значениям заработных плат педагогов в «дорожных картах»

 При корректировке «дорожных карт» необходимо привести динамику заработной платы педагогических работников в соответствие целевым значениям на 2014 и последующие годы, указанным в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях на 2012-2018 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р) (далее – Программа), обеспечив неснижение номинальной средней заработной платы педагогов.

Минобрнауки России обращает внимание, что по отдельным категориям педагогических работников, целевые значения по заработной плате установлены в указах Президента Российской Федерации для достижения к 2018 году (педагоги дополнительного образования детей, преподаватели и мастера производственного обучения, профессорско-преподавательский состав вузов). Таким образом, соответствующие уровни заработной платы должны быть обеспечены по итогам 2017 года.

При планировании потребности в ассигнованиях, необходимых для достижения целевых соотношений заработных плат, следует учитывать и планировать использование следующих источников финансирования соответствующих обязательств: средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники, внутренняя экономия средств в результате реализации мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере образования.

При планировании расходов на оплату труда персонала необходимо обеспечивать сбалансированную дифференциацию средней заработной платы между педагогическими работниками, административно-управленческим и вспомогательным персоналом с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда организации на уровне не более 40% в соответствии с Программой.

 3. Требования к повышению эффективности бюджетных расходов и качества образовательных услуг

 В «дорожных картах» субъектов Российской Федерации в «дорожных картах» должна быть предусмотрена разработка и реализация следующих мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере образования за счет:

оптимизации сети образовательных организаций и образовательных программ с учетом особенностей образовательных организаций, существующей структуры региональной системы  образования и перспектив ее развития с учетом социально-экономического развития региона до 2020 года и в последующие годы;

оптимизации неэффективных расходов, в том числе на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала;

оптимизации численности отдельных категорий педагогических работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., и иных работников с учетом планирования мероприятий по увеличению производительности их труда в результате обновления образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, реализацией новых образовательных технологий и проводимых институциональных изменений, обеспечивающих повышение качества предоставляемых услуг.

В «дорожных картах» должны быть отражены показатели, характеризующие результаты мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов:

численность обучающихся в расчете на 1 педагога (по уровням образования; в дополнительном образовании детей – численность детей в возрасте от 5 до 18 лет в расчете на 1 педагога; с учетом данных о численности педагогов по данным федерального статистического наблюдения по форме № ЗП-образование),

число реорганизуемых (ликвидируемых) образовательных организаций,

доля расходов в сфере образования, переориентированных в плановом периоде на выполнение положений указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. по сравнению с предыдущим периодом, с других направлений расходования средств.

При установлении целевых значений показателей, характеризующих результаты мероприятий по повышению эффективности, необходимо учитывать (1) изменение численности обучающихся в образовательных организациях с учетом демографического прогноза численности детей и молодежи до 30 лет по данным Росстата, (2) прогнозируемой численности вновь нанимаемых педагогических работников с учетом наличия таких специалистов на региональном рынке труда и возможностей по их подготовке организациями профессионального образования, (3) необходимость обеспечения сбалансированности потребности в расходах на образование за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации при безусловном выполнении указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. с учетом прогнозируемых бюджетных доходов в том числе за счет повышения интенсивности труда педагогов.

В целях определения потребности в расходах на реализацию мероприятий, направленных на повышение оплаты труда субъекты Российской Федерации должны руководствоваться действующей нормативной базой, разработанной Минтрудом России после его издания. При этом вместе с изменениями в отраслевую «дорожную карту» субъектом Российской Федерации представляются расчетные данные (в виде приложения), используемые при определении потребности в расходах на мероприятия по повышению заработных плат соответствующих категорий работников.

 4. Требования к мероприятиям, обязательным к отражению в «дорожных картах»

В «дорожных картах» субъектов Российской Федерации в «дорожных картах» должна быть предусмотрена разработка и реализация следующих мероприятий.

1. Внедрение / совершенствование нормативного подушевого финансирования в образовательных организациях дошкольного, дополнительного образования детей, организациях профессионального и высшего образования, обеспечивающего в том числе достижение целевых соотношений заработных плат педагогов.

2. Внедрение показателей эффективности деятельности основных категорий работников в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и работников, утвержденными 18 июня 2013 г. (письмо Минобрнауки России от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02); заключение трудовых договоров в соответствии с примерной формой трудового договора («эффективный контракт»), приведенной в приложении 3 к Программе совершенствования системы оплаты труда.

3. Заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам с руководителями образовательных организаций (трудовых договоров для вновь назначаемых руководителей) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329.

4. Обеспечение контроля за выполнением в полном объеме мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и предоставления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера») с учетом установленных предельных соотношений средней заработной платы руководителя образовательных организаций и средней заработной платы работников данных организаций, включая предоставление ими сведений о доходах и имуществе и размещение их в системе Интернет.

5. Включение в 2014 году мероприятий по подготовке к внедрению с 2015 года профессиональных стандартов с проведением мероприятий по повышению квалификации и переподготовки педагогических работников образовательных организаций с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям.

6. Внедрение систем нормирования труда в образовательных организациях, направленных на создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных и трудовых процессов, улучшения организации труда и повышения эффективности и качества реализации образовательных программ.

Системы нормирования труда должны разрабатываться в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504, в том числе с учетом мнений представительных органов работников соответствующих организаций и/или положений соответствующих коллективных договоров (согласно статье 159 Трудового кодекса Российской Федерации).

7. Проведение совещаний (семинаров) с участием профсоюзных организаций, общественных объединений по вопросам реализации мероприятий «дорожных карт», в том числе мер, направленных на повышение оплаты труда педагогических работников.

 

8. Обеспечение функционирования независимой системы оценки качества работы образовательных организаций с учетом методических рекомендаций, утвержденных Минобрнауки России 14 октября 2013 г. (письмо Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № АП-1994/02).

________

Приложение "Мероприятия и показатели, которыми необходимо дополнить региональные «дорожные карты» развития образования и науки (или изложить соответствующие мероприятия и показатели в соответствующей редакции)"